Архангельская область 2013

Дневник экспедиции по Костромской — Вологодской — Архангельской областям

 
День 1.
 

Утром 11 августа 2013 г. мы с супругой Еленой выдвинулись из Москвы, чтобы, проехав через Владимир — Суздаль — Иваново, встретиться в Кинешме с Валерой — вторым «экипажем» нашей экспедиции.

Старт

Проезжая через Владимир, мы не могли не отклониться слегка от маршрута и заехать сюда.

Церковь Покрова на Нерли

Завораживает. 1165 год. Там же, рядом.

Боголюбский монастырь

Дальше все ходом, бегом, день еще предстоял быть долгим.

Иваново.

Большая ивановская мануфактура

Старая Вичуга.

Церковь Воскресения Христова г. Вичуга

Кинешма. Здесь встретились с Валерой, это он впереди)

Кинешемский мост

Затем Островское и дальше на север уже вдаль от магистралей, переходя на бетонки и грунтовки. Добрались до села Дубяны.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы село Дубяны

Дальше дороги не было. Только Галичский тракт. Он уже давно (лет 100 ?) не используется, только разными сумасшедшими вроде нас. Мы были в тех краях, рядом с ним, на Полной Чухломе 2012 (карту можно увеличить, кликнув на нее).

Полная Чухлома 2012 День 2. Карта

Вот он, пошел от Галича пунктир прямо на юг, где виднеется село Бартеневщина. От Дубян (где мы находились) до Бартеневщины (куда мы хотели попасть) по этому тракту километров 10. Там, в Бартеневщине, можно было уйти налево, на хорошую грейдированную дорогу — это была программа минимум. Как максимум, хотелось пробиться до самого Галича, это еще километров 20.

На очень уважаемом форуме Там в России нам сказали:

«Если есть в распоряжении месяц- отлично. Если это две недели, нет смысла в срезках по Костромской области. Это отдельная тема, и не на несколько дней«.

Но мы же самоуверенные. Решили попробовать.

Встреченные нами местные жители сказали, что весной туда пытались пробиться 40 машин Сусанин-трофи, доехали только 3. Нас и это не смогло остановить.

Предпринятая попытка запечатлена здесь. Прошу не ругать сильно оператора, я ее очень люблю, хоть снимать она и не умеет.

Так мы прошли километра два. Из восьми по программе минимум. Остановились услышав излишний свист ремня Патриота.

Ремонт УАЗ Патриота

Причина в натяжном ролике. Стоимость запчасти 100 рублей. Но ни за 200, ни за 500 нельзя купить такой, который ходит долго и надежно. Зная эту особенность, в запасе имели один, который был установлен, а запас при первой возможности восстановлен.

Натяжной ролик УАЗ Патриот

Совершив пешую разведку на несколько сот метров вперед, наблюдали все время ухудшающееся состояние дороги. Оценив затраченные время и силы на преодоление двух километров из восьми, а также приняв во внимание результаты разведки, решили развернуться.

Вернувшись в Дубяны спросили местного жителя о дороге, были сомнения, что может мы просто чуть-чуть не доехали, и дальше — лучше. Он сказал, что там никто не ездит, что дорога и правда, чем дальше, тем хуже. Они туда изредка ездят на охоту, но на гусеничном тягаче.

Спросили его также, можно ли выскочить на галичскую дорогу из Дубян, а то очень не хотелось возвращаться в Островское, чтобы делать петлю через Судиславль. Он ответил, что еще в прошлом году так можно было проехать. Через реку у мельницы был хороший брод, выложенный камнями, но весной было очень большой паводок, река изменила русло, и теперь там обрыв метра полтора. Они ездили как-то, но опять же на гусеничном тягаче.

В общем, решили искать место для лагеря.

Лагерь в овсяном поле под Дубянами

Может быть, идея встать на ночлег на краю овсяного поля была и не самой лучшей (утром местные сказали, что грибники медведя в этом году уже видели), но все обошлось.

Овсяное поле под Дубянами

 
День 1.
 

Утром 12 августа двинулись дальше. Очень не хотелось возвращаться до Островского и объезжать через Судиславль, но пришлось. Всю дорогу до Островского спрашивали у местных, нет ли прямой отворотки на галичскую дорогу, но таковой не оказалось. Заехали в Галич.

Галич. Площадь Революции

 

Галич. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы и церковь Василия Великого

Не могли проехать, не запечатлев себя, мимо Чухломы.

Чухлома въезд дорожный знак

 

Чухлома въезд

 

Чухлома стелла

 

Ножкино. Авраамиево-Городецкий монастырь

Понравился Солигалич.

Солигалич. Стелла

 

Солигалич. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

 

Солигалич с высоты птичьего полета

 

Солигалич дом

 

Солигалич детская площадка

Дальше на Тотьму, в Вологодскую область, вела специфическая дорога.

Сначала такая.

Солигалич - Гремячий. Асфальт

Потом такая.

Солигалич - Гремячий. Грейдер

И такая.

Солигалич - Гремячий. Грунтовка

Местами даже такая. Технику уже успели разобрать.

Солигалич - Гремячий. Брошенная техника

 

Солигалич - Гремячий. Конец дороги

В деревне Трофимово жилым остался только 1 дом. Зато какой.

Дорога Солигалич - Гремячий. Деревня Трофимово. Ворота

Ну, а дальше началось.

Солигалич - Гремячий. Лесовозная дорога

Без разведки никуда.

Солигалич - Гремячий. Лесовозная дорога. Разведка

Так, примерно, километров шесть. На сей раз обошлось без лебедок. Пару раз меня, шедшего первым, Валера дергал назад.

Солигалич - Гремячий. Лесовозная дорога. Опять разведка

 

Солигалич - Гремячий. Лесовозная дорога. И снова разведка

В отдельных местах глубину колеи хотелось зафиксировать особо.

Солигалич - Гремячий. Лесовозная дорога. Колея

 

Солигалич - Гремячий. Лесовозная дорога. Колея

Последствия неосторожной разведки. Можно сказать, разведка боем.

Солигалич - Гремячий. Провалился по колено в грязь

Выползли мы оттуда вот так.

Солигалич - Гремячий. Лесовозная дорога. Прорвались

 

Колесо

Вот здесь можно посмотреть в динамике.

Вот о чем я говорю в конце ролика.

Разбортировался

В луже была очень глубокая колея, которую внешне совсем не видно. Спущенное до 1 атмосферы колесо, свалившись в нее, разбортировалось. Заменили все быстро, однако не без последствий. Грязь и с колеса, и с посадочного места, конечно, счищали и смывали, но до стерильности не довели. В Тотьме заехали в шиномонтаж, где колесо нам в порядок привели, но на место не поставили, потому что не отбалансировали, т.к. не смогли закрепить в своем станке, один конус был мал, другой велик. Посоветовали обратиться в грузовой шиномонтаж, но мы свернули не там, и так я и доехал до Великого Устюга, где выяснилось, что одна шпилька лопнула, на другой сорвана резьба. Но это потом. А пока нужно менять колесо.

Запаска

 

Монтаж колеса

До Гремячего оставалось два раза упасть.

Переезд поселок Гремячий

 

Поселок Гремячий

 

Поселок Гремячий. Закат

 

Поселок Гремячий

Дальше уже начинался автобан.

Конец поселка Гремячий

 

Гремячий - Красное

 

Игошево. Церковь Алексия, человека Божия

И мы рванули до села Красное, где должны были переправиться на пароме через реку Сухону. Однако на последний рейс мы опоздали минут на 10. Видели, как паром швартуется, даже предложили ему «два счетчика, шеф», но были посланы. Открытым текстом, прямо на всю реку.

Река Сухона. Село Красное

Лагерь разбили прямо у причала.

Лагерь у причала село Красное

 
День 3.
 

Утром первым рейсом (ну, если честно, то вторым) переправились на левый берег. Для возможных последователей привожу расписание парома. Стоимость проезда 350 рублей. Следующая фраза такая четкая специально для Google и Yandex.

Расписание парома село Красное — Черепаниха.
Расписание парома село Красное - Черепаниха

Это была наша первая переправа. Сколько же их будет еще потом…

Паром село Красное

 

Паром село Красное

 

Паром село Красное

 

Паром село Красное

Сделали небольшой крюк, навестили родственников. Это дом Валериной и Лениной бабушки.

деревня Зуево

 

Дом

Пейзажи просто прекрасные. Вот какие панорамы я умею делать. Если на них кликнуть, полноразмерные откроются в новой вкладке.

Деревня Кульсеево. Река Стрелица

 

Деревня Кульсеево. Река Стрелица

А дорога все время была асфальтовой. Места кругом там красивые.

Дорога на Тотьму

 

Тотемские пейзажи

 

Тотемские пейзажи

 

Тотемские пейзажи

 

Тотьма. Церковь Троицы Живоначальной на Зелене

Так добрались до Тотьмы. Я просто сгорал от нетерпения посетить шиномонтаж, экскурсия по городу получилась краткой.

Тотьма

 

Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим

 

Тотьма. Церковь Рождества Христова

 

Тотьма. Улица Ленина

Опять на правый берег Сухоны.

Тотьма. река Сухона

 

Великоустюгский район

Здесь мы посетили чрезвычайно живописное место с трагической историей — деревню Опоки, где с 1947 года бьет 6-метровый фонтан.

пейзаж обрывы Опоки

Возраст отложений 200 млн. лет.

пейзаж обрывы Опоки

 

пейзаж обрывы Опоки

 

пейзаж обрывы Опоки

Панорамы по-прежнему можно развернуть

Панорама пейзаж обрывы Опоки

 

Панорама пейзаж обрывы Опоки

 

пейзаж обрывы Опоки

 

пейзаж обрывы Опоки

 

Панорама пейзаж обрывы Опоки

Трагедия связана с нахождением здесь ОПОК-лага для строительства плотины, которая позволяла бы поднять уровень воды и обойти вот этот самый крупный на реке порог.

Опоки. Порог

Видны и остатки шлюзовой камеры и плотины, которые смыло первым же половодьем.

Опоки. Шлюзовая камера

 

Опоки. Шлюзовая камера

 

Опоки. Крест

С этими же гидрологическими работами связано и бурение скважины. Добраться до нее можно на лодке. Местные жители охотно возят туда туристов.

Опоки Сухона

 

Опоки Сухона

 

Опоки фонтан

Коротенький ролик о фонтане.

В общем, задержавшись у этих красот, да с заездом на шиномонтаж, где и обнаружилась недостача шпилек, Великий Устюг пришлось проскочить.

Великий Устюг. Панорама

 

Великий Устюг. Соборное дворище

 

Великий Устюг. Мост

 

Великий Устюг

 

Великий Устюг пост ДПС

 

Стелла Архангельская область

К Котласу подъехали уже поздно вечером. Купили Лене билет на поезд (она покидала нас и возвращалась к детям), и встали лагерем на берегу Северной Двины.

Северная Двина автомобильный мост

 

Северная Двина железнодорожный мост

 

Котлас железнодорожный вокзал

 

Северная Двина

 

Северная Двина рыбаки

 
День 4.
 

Утром первым делом — на вокзал. Наш коллектив поредел, но дети — святое. Посадили Лену на поезд, а у сами — дальше по маршруту.

Котлас паровоз на железнодорожном вокзале

 

Коьлас памятник Ленину на железнодорожном вокзале

Рядом с Котласом есть поселок Вычегоский, родина моего близкого друга. Он попросил меня проведать, как там его родной дом. Женька, привет!

поселок Вычегодский

В Коряжме мы переправились через большой приток Северной Двины — реку Вычегду (для последователей — цена 100 руб.) и поехали вдоль нее строго на восток.

Коряжма Переправа

 

дорога Котлас - Айкино

 

река Вычегда

 

река Вычегда

Я начал скучать скучать по жене, всюду мерещились символы.

река Ленка

 

село Ленино

 

река Она

Вокруг было очень красиво, но далеко не все удавалось запечатлеть на ходу.

дорога Котлас - Айкино

 

Богослово. Церковь Иоанна Богослова

 

Котлас - Айкино

 

Вездино. Церковь Николая Чудотворца

Доехали до поселка Яренск.

Яренск

Тут была точка принятия решения. Дальше мы должны были повернуть на север, и в Яренске начиналась объездная дорога на Усогорск. Она на 200 километров длиннее прямой и идет через несколько колоний-поселений. Но она точно есть. Прямая и короткая дорога много лет находится в стадии строительства, и еще в прошлом году люди там рвали лебедки и ходили больше десятка километров за трактором. До этой дороги нужно было еще проехать на восток, до села Айкино. На заправке дали информацию неоднозначную: «Да вроде там ездят, зимой-то уж точно». Что такое северные зимники летом, мы знаем. Галичский тракт как раз из таких (см. в начале рассказа). Но решили ехать туда, если что — развернемся.

Республика Коми.

въезд Коми

Возможно, именно этот автомобиль снимался в Кавказской пленнице.

Пылесос из Кавказской пленницы

И вот мы мы повернули на север. Информация от многих местных жителей была крайне противоречивой, останавливаемые водители высказывали разные мнения:

– Да я туда не ездил никогда.

– Вот сейчас до Вожской дорога есть, а дальше все.

– Вроде строят, но есть сколько-то непроходимых километров.

– Да кто там строит-то, кому это надо?

Решили посмотреть. При повороте на эту чудесную грунтовку висел плакат, что проезда на Усогорск здесь нет. Если что — развернемся.

дорога Айкино - Усогорск

 

дорога Айкино - Усогорск. Проезд закрыт

 

дорога Айкино - Усогорск. Проезд закрыт

 

дорога Айкино - Усогорск плакат

 

дорога Айкино - Усогорск

 

дорога Айкино - Усогорск техника

 

дорога Айкино - Усогорск мост

До Вожксого мы доехали. Он примечателен только наличием ИТУ.

поселок Вожский колония ИТУ

Картину прояснил водитель КАМАЗа, который шел тем же маршрутом нам навстречу. Дорога есть, все непроходимое уже сделали, остались только несколько неважных участков, а именно:

13 километров лежневки

дорога Айкино - Усогорск лежневка

 

дорога Айкино - Усогорск лежневка

20 километров бетонки

дорога Айкино - Усогорск бетонка

а потом шикарная грунтовка до самого Усогорска.

дорога Айкино - Усогорск грейдер грунтовка

За Усогорском — заслуженный отдых.

Лагерь под Усогорском

Публикация ежедневного отчета.

Лагерь под Усогорском

Попытка наладить навигацию, а то не очень подробная))

Навигация Ozi нет карты

Грибники сказали, что в этом году медведей еще не видели, но вообще, они тут бывают.

сказочный лес мох под Усогорском

 

сказочный лес дорога под Усогорском

Ну все. Спать.

 
День 5.
 

Сегодня предстояло впервые столкнуться с чередой непредсказуемых паромов, о которых ничего неизвестно, кроме того что они должны быть или, по крайней мере, были в прошлом году. Но до этого момента было еще около 100 километров.
Населенные пункты встречаются не чаще 20-30 километров.

Ёлькиб Удорский район Коми

 

Чернутьево Удорский район Коми

 

Чернутьево Удорский район Коми

Здесь мы впервые столкнулись с песчаными неотсыпанными дорогами. Вся Архангельская область — именно такие дороги.

Песчаные дороги

 

Песчаные дороги

 

Песчаные дороги

Дорога отличная. Ходят даже рейсовые автобусы ПАЗ.

Песчаные дороги Тойота Toyota TLC100 УАЗ Патриот

 

Песчаные дороги Тойота Toyota TLC100 УАЗ Патриот

Мостики все целые. Вода чистая — даже пополняли запасы для питья.

мост река Селалопи

Все реки — мелкие и широкие, с песчаными берегами.

река Мезень

Французы сюда вроде не доходили, но французские названия встречаются.

река Вежаю республика Коми

 

деревня Патраково Удорский район Коми

 

деревня Патраково Удорский район Коми

 

деревня Патраково Удорский район Коми

 

дорога Усогорск - Малая Пысса

 

деревня Политово Удорский район Коми

Вот он, настоящий 101-й километр.

101-й километр

Так мы подъехали к поселку Малая Пысса, где нам предстояло совершить символичный переход Большую Пыссу. Это она там за рекой.

поселок Малая Пысса Удорский район Коми

 

река Мезень поселок Большая Пысса Удорский район Коми

Началась очень сильная гроза, но прошла она достаточно быстро.

гроза река Мезень поселок Малая Пысса Удорский район Коми

Парома уже ожидала одна машина с архангельскими номерами. Водитель сказал, что паром делает один рейс утром и один вечером. Т.е. предстояло простоять полдня.

причал парома поселок Малая Пысса Удорский район Коми

Опять четкое объявление для возможных последователей. Стоимость проезда 450 руб.

Расписание парома по маршруту Малая Пысса — Большая Пысса в 2013 году
расписание парома Малая Пысса - Большая Пысса

Однако через полчаса после нас подъехал УАЗик-буханка с агитбригадой из Усогорска. Затем оттуда же приехал УАЗик ДПС. Водитель агитбригады сказал, что у них паром заказан на 16.30.

Действительно, в 16.30 приехал паром, погрузил все 5 машин. попытался тронуться — не тут-то было. Предложил мне, как стоящему посередине справа по борту, следующий аттракцион: я прижимаюсь вплотную к ГАИшникам, стоящим передо мной, ближе к берегу, затем резко стартую задним ходом в направлении агитбригады и резко торможу. Тем самым я должен качнуть паром, чтобы он смог оторваться от берега. На все про все — метра 2. Но попытки не принесли успеха. И мы не тронулись, и страйк я не выбил.

Пришлось высадить гаишников и архангельского мужика. Паром отошел, затем снова причалил, они вновь заехали. Паромщик сказал, что река очень мелкая в этом году. Гаишник спросил его, не садился ли тот еще в этом году. Паромщик ответил, что нет, уточнив, однако, что столько машин за раз в этом году еще и не возил.

Паром поселок Малая Пысса Удорский район Коми

 

Паром поселок Малая Пысса Удорский район Коми

 

Паром поселок Малая Пысса Удорский район Коми

Впереди, километров еще через 100, снова должен был быть паром. Решили за сегодня доехать дотуда.

Снова песок, песок, песок.

дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

река Лебская Россоха дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

Будка дорожников.

будка дорожников дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

Небольшие броды.

река Выбор Лешуконский район Архангельская область

 

дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

река Кысса дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

Редкие деревни.

деревня Усть-Низемье дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

деревня Усть-Низемье дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

поселок Койнас дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

поселок Койнас дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

Уточняем дорогу.

поселок Койнас дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

К вечеру добрались до Усть-Кымы, где должны были вновь переправиться на правый берег Мезени, вернее, мы встали напротив Усть-Кымы. Убедились, что есть пришвартованный паром. Если бы его не было, пришлось бы возвращаться назад километров 10 до поселка Койнас и переправляться там. Но тогда эти 10 километров по правому берегу могли стать очень серьезным испытанием.

Расположились прямо на берегу на песке. Машины стояли прямо на дороге, объехать их было практически невозможно, т.к. чуть в сторону от дороги песок был очень рыхлым, виднелись следы пробуксовок. Встали так намеренно, поскольку расписание парома было неизвестно, а теперь уехать втихаря без нас никто бы не смог.

Усть-Кыма дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

река Мезень поселок Усть-Кыма дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

река Мезень поселок Усть-Кыма дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

ночной охотник

 

Луна

Пытался вечером половить рыбу. И на донку, и на спиннинг, но безуспешно.

река Мезень поселок Усть-Кыма дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

Ближе к ночи к нам переправился мужик на лодке, оказался паромщик. Он поехал колоть семгу с фарой. Поговорили про рыбалку, про то, что в деревне работы нет, народ пьет. Путешественники, вроде нас, катаются регулярно, а паром будет в 9 часов.

 
День 6.
 

Так и случилось. Как раз перед сворачиванием лагеря началась гроза, борьба стихий хорошо видна на фотографиях.

паром река Мезень поселок Усть-Кыма дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

паром река Мезень поселок Усть-Кыма дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

паром река Мезень поселок Усть-Кыма дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

 

паром река Мезень поселок Усть-Кыма дорога Большая Пысса - Усть-Кыма

Опять привожу расписание парома Усть-Кыма в 2013 году, стоимость переправы 600 руб.

Расписание парома Усть-Кыма
Расписание парома Усть-Кыма

Пейзажи практически не менялись.

дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

дорога Усть-Кыма - Лешуконское

Поскольку из-за грозы собирались мы очень спешно, гигиену, пришлось отложить.

полевая гигиена

 

полевая гигиена

Все по-прежнему.

дорога Усть-Кыма - Лешуконское

Песок.

песок река Мезень дорога Усть-Кыма - Лешуконское

Брод.

брод река Попьюга дорога Усть-Кыма - Лешуконское

Здесь у Мезени довольно высокие берега, поэтому впадающие речушки проделали достаточно глубокие овраги.

дорога Усть-Кыма - Лешуконское

Ничем иным не могу объяснить название нескольких населенных пунктов.

деревня Палащелье дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

деревня Палащелье. Церковь Рождества Иоанна Предтечи дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

деревня Конещелье дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

деревня Белощелье дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

дорога Усть-Кыма - Лешуконское

Хотели немного порулить.

брошенная техника дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

дорога Усть-Кыма - Лешуконское

Здесь мы не туда свернули.

деревня Ценогора дорога Усть-Кыма - Лешуконское

Но проехав по сказочному лесу,

дорога Усть-Кыма - Лешуконское

вновь выехали на наши пески.

дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

мост через реку Цебьюга дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

старый мост через реку Цебьюга дорога Усть-Кыма - Лешуконское

Под конец видимость была, как в танке.

иду по приборам

 

дорога Усть-Кыма - Лешуконское

После деревни Пылема дорога вышла прямо на берег Мезени.

река Мезень дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

река Мезень дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

дорога Усть-Кыма - Лешуконское

Берега становились все выше.

река Мезень дорога Усть-Кыма - Лешуконское

 

река Мезень дорога Усть-Кыма - Лешуконское

Видимо, регулярно осыпаются. Деревья цепляются, как могут.

обрывы висящие деревья дорога Усть-Кыма - Лешуконское

После села Смоленец (напротив райцентра Лешуконское, через Мезень) все вернулось на свои места: лес, песок.

Наверное, соскучившись по привычной дороге, на 100 метрах разместилось столько знаков, сколько и на 10-ти километрах не было.

дорога Лешуконское - Мезень

Так и добрались до парома через речку Пезу.

Режим работы парома через Пезу — непрерывно с 6 утра до 12 ночи, стоимость переправы 50 руб.
паром через реку Пезу дорога Лешуконское - Мезень

 

паром через реку Пезу дорога Лешуконское - Мезень

Привал. Обед.

привал обед дорога Лешуконское - Мезень

 

привал обед дорога Лешуконское - Мезень

Хлопаем себя по карманам, не забыли ли пропуск.

пограничная зона Мезень

Ну вот, вроде, и достигнута намеченная цель. Но ощущения «Все! Дошли!» почему-то нет.

въезд поселок Мезень

Вот самая северная точка путешествия.

поселок Мезень

Заправка — уже за поселком Мезень. Здесь поговорили с одним водителем, где лучше переночевать, где рыбу половить. А половить очень хотелось. По сути дела, только один раз кидал спиннинг у Усть-Кымы, да и то какой-то час, да и то только потому, что лагерь был на самом берегу. А здесь и речка Пеза привлекательная, и время еще есть. Но, дождь… Встать лагерем под дождем значит просидеть весь в машине весь вечер. Ехать дальше — значит уехать от реки. Посоветовали еще половить на реке Кулой, но без лодки там никуда.

Сказали также, что если бы не только начавшийся прилив, можно было бы съездить на противоположный берег в Каменку. До Белого моря, конечно не доехали бы, но там все равно красиво. Но только в отлив. В прилив песок плывет, и машины просто засасывает.

Мезень заправка АЗС

В общем, довольствовались тем, что стали местной достопримечательностью.

Мезень свадьба

 

Мезень свадьба

Еще нас очень быстро вычислил пограничник и попросил предъявить пропуск. Но все было в порядке.

Решили ехать, пока дождь не кончится.

поселок Мезень выезд

Мужественный паромщик через Пезу.

Паромщик Пеза

Вот тут была отворотка к деревне Усть-Пеза, где, говорят, очень приятно ловить рыбу. Но мы видели, как эта Мезенская туча минут через 15 будет уже здесь.

Поворот на Пинегу
В Кимже сооружена понтонная переправа через Мезень. Стоимость 500 руб.
Переправа через Мезень в Кимже

Некоторые элементы конструкции для меня остались загадкой.

Переправа через Мезень в Кимже

Вот с одной стороны солнечный просвет.

солнце сквозь тучи кимжа

И даже радуга.

радуга в Кимже

Но если обернуться, небо вот такое…

ураган в Кимже

Так мы и направились в сторону Пинеги. Встретившийся мужичок на TLC 105 сказал, что нам нет смысла ехать за поселок Пинегу 100 км до переправы, а есть дорога до Карпогор по правому берегу реки Пинеги, места красивые, рыбалка знатная, хотя сам он там не ездил. Проверим.

Сначала были бескрайние болота,

бескрайние болота дорога Мезень - Пинега

потом они сменились лесом. В лесу мы насчитали не менее 3-х сгоревших машин, среди них нестарый Land Rover.

дорога Мезень - Пинега

Даже проступили какие-то каменные гряды, видимо, водораздел между реками Пинега и Мезень.

дорога Мезень - Пинега

Вышли к реке Пинеге.

река Пинега дорога Мезень - Пинега

Тем временем стемнело, снова нас догнал дождь.

Спросили у водителя буханки о дороге на Карпогоры по этому берегу. Он сказал, что не местный, вроде как там, ездят, но сам он не бывал. На заправке спросили у пассажира копейки об этой дороге. Очень сильно пьяный пассажир сказал, что дороги там летом нет, только зимник. А вышедший не менее пьяный водитель уточнил, что сначала нас там будет ждать брод, где воды по грудь и она уносит трактора, а после брода подъем, в который трактора, не унесенные рекой не могут выйти. Сказали, что ближе чем за 100 километров переправы нет. В общем, мы так и планировали.

Делать было нечего. Заправившись, свернули в ближайший лес к реке, и без ужина улеглись спать. Шел дождь.

 
День 7.
 

Утром проехали эти 100 км к перправе до поселка Белогорский.

дом культуры клуб поселка Белогорский Холмогорского района Архангельской области

Здесь опять понтон. За 300 рублей (вроде) можно переехать. А можно за 100 (тоже не точно) рядом переплыть на пароме. Тут разнообразие.

понтонная переправа в поселке Белогорский Холмогорского района Архангельской области

Перехав, встали позавтракать, поскольку место ночлега у нас было неуютное, и мы проснувшись, сразу отправились в путь.

Жизнь бок-о-бок выглядит вот так. Береза и ёлка. В кроне плохо видно, но они там переплетаются.

ель и береза переплелись

Пока Валера занимался гигиеной, я наконец-то обеспечил нас неконсервированным ужином.

щука на ужин

Здесь же мы встретили двух архангельских путешественников — Славу и Андрея, двигавшихся на Ниве в Берендееву чащу (республика Коми). А значит ближайшие сотни четыре километров нам по пути.

Это поселок Светлый. Отсюда до следующего поселка Сия в 2007 году проехать было крайне сложно. Готовились рубиться. Однако, с тех пор дорогу отсыпали, и никаких затруднений она не вызвала.

поселок Светлый Холмогорского района Архангельской области

Дорога выглядит вот так. Колеи нет, разве что зубы сильно стучат.Едешь, как по шиферу.

дорога Светлый - Карпогоры

Неопознанное транспортное средство.

трактор

А потом мы промахнулись мимо поворота и километров через 30 поняли, что едем не туда. Из-за этого потеряли наших архангельских попутчиков. Нам нужно было на восток, а дорога упорно шла к югу. Зато какая дорога!

лесовозная дорога

На путь истинный нас наставлял водитель вот такой техники.

погрузчик

Кругом сплошные вырубки.

вырубки

Но четко следуя инструкциям, мы вышли через деревню Сылога к поселку Янсный.

дорога Сылога - Ясный
В Ясном очередная понтонная переправа через реку Пинега, стоимость 150 руб.
Понтонная переправа через реку Пинега в поселке Ясны

Добрались все-таки до Карпогор.

указатель Карпогоры

 

Карпогоры

В поисках места для ночлега проехали километров 70 и встали на берегу Пинеги у деревни Касконемь.

Часа два бродил по берегу со спиннингом. Вроде и трава есть, и течение не быстрое, и к берегу можно подойти. Только рыбы нет.

Лагерь на Пинеге у села Каскомень

 
День 8.
 

Пинега.

река Пинега

 

река Пинега

Достаточно быстро добрались до Сосновки. Хотели заправиться, но заправка здесь условная: на территории гаража большая бочка. Работает по будням с 9 до 17 часов. Было воскресенье, поэтому мы остались без топлива. Но в запасе еще были канистры.

Интересно, это дом на одну семью?

дом в Сосновке Пинежского района Архангельской области

У парома связались по рации со вчерашними знакомыми архангельцами. Они уже были на противоположном берегу в Мамонихе, где ночевали. Договорились, что они потихоньку поедут вперед, а мы, переправившись, нагоним их.

Так отправляли весточки родным.

База, ответьте!

Погода наладилась.

река Пинега

Парома нужно было ждать всего минут 40. Уже традиционно привожу

расписание парома Сосновка — Мамониха в 2013 году, цена 300 руб. (вроде).
река Пинега

Уже привычные катера.

Паром Сосновка - Мамониха через реку Пинега

Переправившись в Мамониху, сразу поехали в сторону поселка Северный. Он вселял некоторое беспокойство, поскольку, во-первых, там был непредсказуемый паром без расписания, работающий по личной прямой договоренности с паромщиком, а во-вторых, все рассказывали о последующем участке Северный — Осяткино — Красная как о весьма сложном, с двумя приличными бродами.

Сначала дорога была очень просто отличная.

дорога Мамониха - Северный Архангельская область

 

указатель дорога Мамониха - Северный Архангельская область

Мосты в исправном состоянии.

Мост через ручей Кочус. Дорога Мамониха - Северный Архангельская область

 

ручей Кочус. Дорога Мамониха - Северный Архангельская область

Затем начала сужаться.

дорога Мамониха - Северный Архангельская область

Искривляться.

дорога Мамониха - Северный Архангельская область

И становиться не такой ровной.

дорога Мамониха - Северный Архангельская область

Хотя нам было совсем не на что жаловаться. При такой сухой погоде даже малейшего намека на сложность не могло возникнуть. Вот при затяжных дождях эти глиняные подъемы могли привнести определенные трудности.

дорога Мамониха - Северный Архангельская область

 

дорога Мамониха - Северный Архангельская область

Андрей со Славой, что на Ниве, сказали об увиденной тут медведице с медвежатами, но далеко, сфотографировать не успели.

дорога Мамониха - Северный Архангельская область

Назначения будки понять не смог. Это точно не охотничья, поскольку стоит близко к поселку и прямо на дороге. Видимо, связана с лесозаготовкой.

будка на дороге Мамониха - Северный Архангельская область

 

будка на дороге Мамониха - Северный Архангельская область

Вот и поселок.

Конечная остановка поселок Северный на дороге Мамониха - Северный Архангельская область

Хозяйство в запустении.

брошенная техника поселок Северный Архангельская область

 

брошенная техника поселок Северный Архангельская область

Это не знаю откуда и для чего.

пальмы поселок Северный Архангельская область

Указатель Верхняя Тойма показывает на берег. Здесь и встали.

указатель на Верхнюю Тойму поселок Северный Архангельская область

Встреченный местный мужичок на мотоцикле пообещал привезти паромщика. Но где-то очень сильно задержался, и Валера отправился в поселок на его поиски. Вернувшись поведал, что паромщик по совместительству работает дизелистом на местной электростанции, поэтому будет только после смены, то есть часов в шесть. Но будет точно, поскольку пойдет еще местная буханка, и они с ним уже договорились.

А также рассказал, что на вопрос есть ли медведи, ему ответили, что один выходит к беседке, которая рядом с указателем на фотографии выше. Но он ручной, т.к. постоянно видит людей и не боится их, а они уже не боятся его.

паром поселок Северный Архангельская область

Общаемся, обмениваемся координатами.

в ожидании парома поселок Северный Архангельская область

 

в ожидании парома поселок Северный Архангельская область

В 18 часов, как и обещали, грузимся на паром.

паром поселок Северный Архангельская область

 

паром поселок Северный Архангельская область

 

паром поселок Северный Архангельская область

Какое-то время идем колонной. Буханка нервничает, и пропускает нас вперед. Потом она снова нас обгонит, когда дадим крюк не по той дороге.

дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

Такая будка называется курилка.

дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

Никаких сложностей, которых мы ждали, не было.

дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

Брод через реку Ябу.

брод через реку Яба дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

 

дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

 

навигация

Большие площади уничтожены пожаром.

пожарище дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

 

пожарище дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

 

дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

Местами песчаная скоростная трасса.

дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

Местами гать. Иногда сделаны объезды луж.

дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

Но я как-то не сразу поверил, что объезд — неспроста. И во второй раз получил сюрприз в луже (первый после Солигалича).

засел дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

 

засел дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

Брод через реку Илеша.

брод через реку Илеша дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

 

брод через реку Илеша дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

 

проверка после брода через реку Илеша дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

Попрощались с нашими попутчиками.

брод через реку Илеша дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

 

фото на память дорога Северный - Осяткино - Красная Архангельская область

И несмотря на поздний час, выехали в сторону Верхней Тоймы.

В какой-то момент приходилось непрерывно сигналить и моргать фарами, поскольку совы вылетали перед бампером каждые 20 метров, а в свете фар они дурели и летели перед машиной. Часто попадались и зайцы, вели себя также неразумно.

сова

Чуть не доехав до Верхней Тоймы, нашли отворотку на спокойную полянку и спать.

 
День 9.
 

В Верхней Тойме паром через Северную Двину.

паром через Северную Двину в Верхней Тойме

Государственный паром ходит по расписанию, но паузы между рейсами заполняют еще, как минимум, 4 частника. Цена 360 руб.

Расписание парома в Верхней Тойме.
расписание парома через Северную Двину в Верхней Тойме

Встречаются очень колоритные личности.

хиппи

Идут дноуглубительные работы. Река, и правда, очень мелкая.

Земснаряд на Северной Двине в Верхней Тойме

 

паром через Северную Двину в Верхней Тойме

Какое-то время, километров 150, дорога идет на север вдоль Двины по левому берегу.

Тулгас. Церковь Климента

В Усть-Ваге выходим на родную М8. Правда северней Вологды я на ней не бывал.

выход на трассу М8

В очень хорошем темпе двинулись на юг. К вечеру планировали быть у родителей в Явенге.

указатель на границе Вологодской области

У деревни Ширега есть поворот в лес, который позволит сократить наш путь километров примерно на 100.

выход с трассы М8 у деревни Ширега

Собака? Волк?

след

Дорога представляет из себя сплошную гать. Очень напоминала на участок Северный — Красная.

дорога Ширега - Вожега

Временами улучшаясь.

дорога Ширега - Вожега

Временами ухудшаясь.

дорога Ширега - Вожега

И в конце вот.

разрушенный мост через реку Неньга дорога Ширега - Вожега

Еще в июне мост был целый. А сейчас полмоста провалилось, машина едва помещается. Один едет, второй смотрит, куда тот едет. Чтобы смотрящему было видно, фары пришлось потушить. Смотрящий светит фонарем под колеса и руководит движением. Но в этом случае водитель не видит из-за бьющего в глаза фонаря знаков смотрящего. Голосовые команды также вносили путаницу, потому что право-лево для водителя и смотрящего противоположны. Но с Божьей помощью перебрались.

разрушенный мост через реку Неньга дорога Ширега - Вожега

Через час уже были в бане.

А ролик о песках и бродах Архангельской области тут.

 
День 10.
 

Десятый день стал днем отдыха и мелкого ремонта на базе родителей.

 
День 11 и 12.
 

Далее мы планировали вместе с отцом объехать с северного конца озеро Воже, остановившись там на денек для рыбалки, и затем выехать в сторону Белого озера и уже от туда двинуться домой. Причем с Воже есть две дороги: одна бетонка-грунтовка, вторая — с неизбежной рубкой и очень непонятными бродами у разрушенных мостов. Однако по оперативной информации даже на бетонке сожгли самый крупный мост, поэтому проехать там невозможно. С одной стороны, хотелось свершений, с другой, вспоминался Галичский тракт и позавчерашний разрушенный мост в ночи, приходило осознание, что есть и объективная невозможность.

Решили поехать не на северный, а на привычный южный конец этого озера, и сделать это на отцовском УАЗике. Так мы добрались до реки Пунема.

пересадка

Отсюда нужно плыть километров 7 на лодке. Причем, в самом верхнем течении река совсем узкая.

лодка на реке Пунема

Но потом, ближе к будке, нормальная река. Троллинг принес двух щук.

лодка на реке Пунема

 

лодка на реке Пунема

Кто-то из предпринимателей поставил там вот такую часовню. Ее блестящая железная крыша служит маяком при заходе из озера.

часовня на озере Воже

В озеро мы выходили в шторм. На фотографии запечатлено его начало, волны еще нет, но небо говорит само за себя. По большой волне, под дождем, ходили на противоположный берег — километров 8. Спиннинге, конечно, в таких условиях удачи не принес. Поставили несколько крюков, утром сняли только двух крупных окуней.

шторм на озере Воже

 
День 13.
 

Уже в Явенге младшая дочка впервые ходила со мной на рыбалку. Она поймала плотвицу, окуня и несколько ельцов. Я завербовал еще одного будущего участника экспедиций.

юная рыбачка

 
День 14.
 

Нефтемобиль двинулся в сторону дома и достиг одноименного поселка Нефтино.

прибытие в Нефтино

Прибыли к разгару праздника — перенесенному на выходные Яблочному Спасу.

Яблочный спас в поселке Нефтино

 

Яблочный спас в поселке Нефтино

 

Яблочный спас в поселке Нефтино

 
День 15.
 

Как говориться, усталые, но счастливые, они вернулись домой!

итоговый пробег

Треки поездки доступны для скачивания:
Трек в формате gpx
Трек в формате kml

.