Кольский полуостров 2012
Отчет об экспедиции на Кольский полуостров: Хибины, перевал Геологов, полуостровы Средний и Рыбачий
Сначала предлагаю посмотреть ролик, если понравится, в конце будут еще два.
Карелия
Выехали утром 30 июля двумя машинами: TLC100 и УАЗ Патриот. Решено было ехать через Рыбинск — Череповец — Белозерск и до Пяльмы, где нас ждал экипаж NP300.Паром через Шексну на участке Белозерск — Липин Бор.
![Паром через Шексну у Болозерска паром через Шексну у Болозерска](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__005.jpg)
Куков родник.
![Куков родник куков родник](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__007.jpg)
На въезде в Карелию.
![На въезде в Карелию въезд в Карелию](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__010.jpg)
Доехали без приключений, в лагере был готов горячий ужин.
![Первый лагерь лагерь](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__017.jpg)
Следующий день 31.07.12 стояли на месте. Пытались ловить рыбу, но безуспешно. Предприняли вылазку к Онежскому озеру.
![Дорога на Онежское озеро дорога на онежское озеро](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__021.jpg)
![Дорога на Онежское озеро дорога на онежское озеро](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__019.jpg)
![Онежское озеро онежское озеро](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__026.jpg)
![Онежское озеро онежское озеро](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__024.jpg)
Но тоже безрезультатно.
Утром 01.08.12 двинулись дальше, через Медвежьегорск до Апатит.
![Беломоро-Балтийский канал. Поселок Повенец Беломоро-Балтийский канал Повенец](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__034.jpg)
Кольский
Поворот на Апатиты.
![Поворот на Апатиты поворот на апатиты](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__037.jpg)
Лагерь, как и в прошлом году, на оз. Малый Вудьявр.
![Лагерь на озере Малый Вудьявр лагерь на озере Малый Вудьявр](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__040.jpg)
Далее едем к прошлогоднему чуму, хотим еще денек половить щуку, даже лодку с мотором с собой взяли. Правда, есть она только на видео.
![Лагерь у чума лагерь у чума](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__056.jpg)
![Грибы грибы подосиновики](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__053.jpg)
Ну а дальше, собственно, и начинается off-road. Дело было уже 04.08.12
Сначала лесная дорога.
![По дороге в Хибины дорога в Хибины](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__061.jpg)
Следы присутствия медведя.
![Медвежий помет медвежий помет навоз дерьмо](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__058.jpg)
Вдоль всей дороги — развороченные муравейники, что также свидетельствует о медведе.
Так потихонечку подъезжаем к Хибинам.
Хибины
![Дорога в Хибины дорога в Хибины](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__079.jpg)
![Дорога в Хибины дорога в Хибины](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__068.jpg)
Огибаем их с юго-запада и выходим к Умбозеру.
![Умбозеро Умбозеро](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__071.jpg)
![Умбозеро Умбозеро](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__087.jpg)
Затем строго на север. Справа горы, слева озеро. Дорога носит название «1000 ручьев», поскольку примерно такое их количество, стекающих с гор в озеро, и пересекает ее.
![1000 ручьев 1000 ручьев](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__097.jpg)
![1000 ручьев 1000 ручьев](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__098.jpg)
![1000 ручьев 1000 ручьев](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__094.jpg)
![1000 ручьев 1000 ручьев](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__095.jpg)
![1000 ручьев 1000 ручьев](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__110.jpg)
Добравшись до реки Тавайок, смело повернули направо, намереваясь проехать через горы на Перевал Геологов. То, что это вообще возможно, нам подсказывал трек. Правда, в тот раз люди спускались, а не поднимались. Но мы решили попробовать.
Вот тут почему-то провал в фотоматериале. Все были увлечены преодолением сложного участка, чуть-чуть есть на видео (см. выше). Сначала долго переваливаешься с камня на камень. Затем в месте впадения ручья в реку Тавайок хорошая такая грязь. В четыре приема. Первые два проскочили ходом, NP300 только на своих сликах застрял, но там его просто дернули. Потом все присели на третьем подходе. УАЗ выбрался на лебедке и выдернул нас, лишенцев. Четвертый решили объехать лесом, для чего пришлось уронить одну березку.
Поднимаясь все выше и выше, за каждым поворотом видишь дорогу, уходящую только вверх. На подъеме перед собой видишь только небо. Решили сходить пешком на разведку. Поняли, что даже если сюда заберемся, дальше — хуже. Углы наклона — критические. Решили развернуться.
![Хибины Хибины](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__104.jpg)
![Хибины Хибины](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__107.jpg)
Как оказалось, незадолго до нас гораздо более опытные люди пытали штурмовать этот же подъем. И посидели там же. И развернулись там же. Правда, в этот подъем они заехали, но ценой серьезных неисправностей (http://forum.there.ru).
Как говорят, этот трек не единственный, есть еще точки Арктик Трофи.
![](/wp-content/attachments/tracks/arctic_tracks_hibiny.jpg)
Вот что говорит команда, ехавшая перед нами.
«В общем, смотрю я сейчас на карту и понимаю, что надо было ехать по точкам Арктик Трофи, которые ни кто из нас не сохранил, и мы ехали там только «по памяти»…. Подниматься по треку Софта было неправильное решение, но что поделаешь, так сложилось.»
И мы не смогли. Ну, не смогли и не смогли. Заночевали, а утром 05.08.12 поехали, как все. А все едут дальше на север по «1000 ручьев», огибают Хибины с северо-запада и заезжают на Перевал Геологов с севера от Ревды.
Перевал Геологов
А вот здесь конечно красота. Виды завораживающие.
![Хибины Хибины](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__130.jpg)
![Хибины Хибины](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__134.jpg)
Панорама, как всегда, открывается.
![Перевал Геологов перевал Геологов](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__140.jpg)
![Перевал Геологов перевал Геологов](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__151.jpg)
![Перевал Геологов перевал Геологов](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__169.jpg)
![Перевал Геологов перевал Геологов](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__172.jpg)
Постояли. Посмотрели. Зафиксировали красоту. Выпили «высокогорного» чаю. И поехали в сторону Мурманска.
![Мурманский порт мурманский порт](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__178.jpg)
![Памятник Полярной дивизии памятник полярной дивизии](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__180.jpg)
Тайга сменяется тундрой.
![Тайга и тундра тайга тундра](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__184.jpg)
Мы движемся дальше в сторону Рыбачьего.
![Водопад на реке Титовке водопад река Титовка](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__185.jpg)
![Погранзона погранзона кольский полуостров средний](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__189.jpg)
Полуостров Средний и полуостров Рыбачий
Ночевали уже перед въездом на полуостров Средний.
![Перешеек полуострова Средний перешеек полуостров средний](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__200.jpg)
Утром 06.08.12 въехали на полуостров Средний. За все время поездки это был первый холодный и дождливый день, но именно в такую погоду нужно забраться на Хребет Муста-Тунтури, чтобы задуматься, как тут можно было вообще не просто выживать, а держать оборону более трех лет.
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__203.jpg)
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__204.jpg)
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__206.jpg)
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__208.jpg)
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__209.jpg)
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__210.jpg)
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__211.jpg)
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__217.jpg)
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__224.jpg)
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__223.jpg)
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__225.jpg)
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__228.jpg)
![Хребет Муста-Тунтури хребет Муста-Тунтури](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__226.jpg)
После осмотра хребта двинулись обычным для всех путешествующих в этих местах маршрутом — по западному берегу Среднего полуострова.
Кругом, вдоль всего побережья, тянутся окопы.
![Окопы полуострова Средний полуостров Средний окопы](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__231.jpg)
![Окопы полуострова Средний полуостров Средний окопы](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__232.jpg)
![Окопы полуострова Средний полуостров Средний окопы](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__235.jpg)
Везде памятники защитникам Среднего и Рыбачего.
![Памятник защитникам Среднего и Рыбачего полуостров Средний Рыбачий памятник](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__240.jpg)
Ветер жуткий. На обед остановились в заброшенном доме/сторожке/заставе (?). Чуть не доезжая этого места пробивается сотовая связь. Цитата: «Уважаемый абонент! МТС рад приветствовать Вас в Норвегии! Тел. посольства России …».
![Брошенные военные объекты брошенные военные объекты](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__253.jpg)
Поскольку долгое время после войны Средний и Рыбачий оставались сильно милитаризованной зоной, можно встретить уже послевоенные, но все равно заброшенные объекты.
![Брошенные военные объекты брошенные военные объекты](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__255.jpg)
![Брошенные военные объекты брошенные военные объекты](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__259.jpg)
![Брошенные военные объекты брошенные военные объекты](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__309.jpg)
Есть и более поздние. Но все равно заброшенные. Или почти брошенные. На вид только две машины в рабочем состоянии.
![Брошенные военные объекты брошенные военные объекты](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__262.jpg)
![Брошенные военные объекты брошенные военные объекты](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__263.jpg)
Культовое место среди посетителей полуострова — «Два Брата».
![Два брата скалы Два брата](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__272.jpg)
![Два брата скалы Два брата](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__290.jpg)
А еще очень разнообразные пляжи.
![Пляжи Кольского полуострова пляжи Кольский полуостров](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__293.jpg)
![Пляжи Кольского полуострова пляжи Кольский полуостров](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__306.jpg)
Так, объехав по западному побережью полуостров Средний, через перешеек въехали на Рыбачий. Снимали мало, спешили «засветло» на мыс Немецкий, на маяк. Засветло громко сказано, хоть и август, а за полярным кругом — полярный день. Мыс Немецкий является самой северной точкой Европейской части России.
![Маяк на мысе Немецкий маяк мыс Немецкий полуостров Рыбачий](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__317.jpg)
![Маяк на мысе Немецкий маяк мыс Немецкий полуостров Рыбачий](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__322.jpg)
Тут и береговая охрана.
![Береговая охрана береговая охрана](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__328.jpg)
И связисты (?).
![Связисты связисты полуостров Рыбачий](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__333.jpg)
А вот, кстати, и фотография полуночи.
![Полночь на Рыбачем полярный день полуостров Рыбачий](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__330.jpg)
![Полночь на Рыбачем полярный день полуостров Рыбачий](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__331.jpg)
Проехали чуть вперед до мыса Кекурский, встали на ночевку.
![Лагерь на Рыбачем лагерь полуостров Рыбачий](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__334.jpg)
![Лагерь на Рыбачем лагерь полуостров Рыбачий](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__337.jpg)
![Луна луна](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__338.jpg)
Пытались даже половить рыбу в Баренцевом море, но безуспешно. Сильный ветер, высокая волна и острые скалы сделали все, чтобы этот процесс был максимально некомфортным.
Утром 07.08.12 двинулись дальше.
![Море и скалы море и скалы полуостров Рыбачий](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__342.jpg)
Доехали до заброшенного военного городка Мыс Скорбеевский. Заброшен, как и все военное здесь.
![Военный городок Мыс Скорбеевский заброшенный военный городок Мыс Скорбеевский](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__347.jpg)
![Военный городок Мыс Скорбеевский заброшенный военный городок Мыс Скорбеевский](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__348.jpg)
Здесь наши пути с экипажем NP300 разошлись. Они направились дальше по побережью полуострова в надежде найти рыбу, а мы повернули к дому.
Пересекли Рыбачий и объехали Средний по восточному побережью.
![Дикий олень дикий олень](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__352.jpg)
![Неопознанная птица неопознанная птица](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__357.jpg)
![Затонувшая шлюпка затонувшая шлюпка](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__359.jpg)
Военная немецкая дорога
Выехав со Среднего повернули на военную немецкую дорогу. На склонах сопок дождями и талыми водами, конечно, песок вымыло, и это стало просто хорошей гравийной дорогой. А там, где горизонтальные участки, можно ехать километров 100 в час. Не хуже асфальта. А за дорогой не ухаживали 70 лет, после войны она не эксплуатировалось. Только рыбаки да туристы. Мосты, правда, разрушились. Сохранились развалины то ли АЗС, то ли тех.службы. Валяется ржавая крышка от бочки с надписями на немецком.
![Военная немецкая дорога военная немецкая дорога](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__365.jpg)
![Военная немецкая дорога военная немецкая дорога](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__377.jpg)
![Военная немецкая дорога военная немецкая дорога](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__368.jpg)
![Военная немецкая дорога военная немецкая дорога](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__369.jpg)
Дело было к вечеру, спешили проехать как можно больше, в Печенге надеялись заправиться. В самом конце пути перед Печенгой переехали через брод. На берегу стоял солдат с автоматом в бронежилете и каске. Остановил нас, сказав, что впереди идут стрельбы. Стреляют из всего: пистолеты, автоматы, пулеметы, гранатометы, пушка. Дорога лежит в зоне поражения. Используя добрые слова и сказав, что майору из Москвы нужно проехать, стрельбы были остановлены, а мы пропущены.
Печенга оказалась военным гарнизоном без заправки.
![Танк Печенга танк Печенга](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__380.jpg)
![Памятник Печенга памятник Печенга](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__379.jpg)
![Стелла Печенга стелла Печенга](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__381.jpg)
Двинулись дальше и ночевали, уже миновав Кандалакшу.
![Лапландия Лапландия](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__387.jpg)
![Северный полярный круг северный полярный круг](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__389.jpg)
А отмахав 1200 км. через Пучеж — Каргополь — Няндому — Коношу,
![Деревня Ватамановская деревня Ватамановская](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__393.jpg)
![Каргополь. Церковь Иоанна Предтечи Каргополь церковь Иоанна Предтечи](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__396.jpg)
![Каргополь. Соборная колокольня Каргополь Соборная колокольня](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__394.jpg)
![Просто красиво пейзаж Архангельская область](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__397.jpg)
![Коноша. Паровоз паровоз Коноша](/wp-content/gallery/kola-2012/kola-2012__399.jpg)
и вечером 08.08.12 уже попивали чай с женой, детьми и родителями в Явенге.
Треки поездки доступны для скачивания:
Трек в формате gpx
Трек в формате kml
.
Отлично прокатились!
Мы тоже ездили на Кольский но по несколько другому маршруту:
https://www.youtube.com/watch?v=vlsIiIJMq3o
Путешествие за Полярный Круг, через Карелию и Мурманскую область, Онежское озеро, Белое море и Баренцево море, Кандалакшу, Мурманск, Териберку, Хибины, Кольский полуостров. Весь Русский Север для вас.